Сборка

16-004 (x)

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС
окрашен синтетической эмалью

Цвет эмали

Онлайн

0 участник(а/ов)

Белорусский Клуб
автолюбителей «Москвич - ретро»

Рег №004 - 2024

История ОАО "УМПО"


      Дата рождения предприятия - 17 июля 1925 года. В этот день Совет Труда и Обороны принял решение о строительстве, на базе мелких авторемонтных мастерских бывшего "Русского Рено" в Рыбинске, завода по производству авиационных двигателей. 14 января 1928 года завод вступил в строй действующих предприятий авиационной промышленности под номером 26.
      В 1931-м в Уфе началось строительство завода комбайновых моторов, в 1935-м собраны первые 10 двигателей.
      К 1940-му году УМЗ имел все необходимое для выхода производства на полную мощность, но был передан в Наркомат авиационной промышленности с присвоением ему номера 384. В этом же году УМЗ становится дублером Рыбинского завода по производству авиационных моторов М-105 (до начала Великой Отечественной войны завод успел выпустить 675 штук М-105).
      В начале войны на площади Уфимского завода эвакуирован ряд моторных заводов, в том числе и из Рыбинска. 17 декабря 1941 года Рыбинский моторный завод номер 26, два ленинградских завода-дублера (234-й и 451-й), частично 219-й из Москвы, проектное бюро ЦИАМ (Москва), конструкторское бюро Добрынина (Воронеж) и два уфимских завода, - моторный (384-й) и дизельный (336-й) объединены в единое целое. Новое предприятие стало правопреемником объединенных заводов и получило номер головного - 26-й. В дальнейшем оно переименовано в Уфимский моторостроительный завод, на базе которого в 1978 году создано Уфимское моторостроительное производственное объединение, в 1993 году ставшее открытым акционерным обществом "УМПО".
      Первым мотором, выпущенным в Рыбинске, стал поршневой М-17. Дальнейшее его совершенствование и разработка различных модификаций осуществлялась заводским СКБ под руководством А.П. Ро. Моторы этого типа, выпускавшиеся в течение 11 лет, устанавливались на 23 типах и модификациях самолетов, в том числе на 18 серийных. Помимо самолетов, М-17 применялся на танках и торпедных катерах.
      В 1936 году началось серийное производство мотора М-100, положившего начало целой серии: М-103, М-105, М-106, М-107 и других, предназначенных для 58 типов и модификаций самолетов. Индекс "М" впоследствии заменен на "ВК" - по инициалам руководителя ОКБ Владимира Яковлевича Климова. Семейство "сотых" изготавливалось заводом 10 лет, в том числе и в Великую Отечественную войну.
      За годы войны завод выпустил более 97 тысяч моторов для истребителей и бомбардировщиков конструкторов А.С. Яковлева, С.А. Лавочкина, В.М. Петлякова и других. На каждом третьем боевом самолете стоял уфимский двигатель. Самолет Як-9У с мотором ВК-107А признан самым быстрым истребителем Второй мировой.
      В первый послевоенный год - год коренного перелома в области авиастроения и начала эры реактивной авиации - предприятие одним из первых в отрасли приступило к производству реактивных двигателей РД-10А, применявшихся на истребителях Як и Ла. Производство этого двигателя и его модификации - РД-10Ф - было завершено в 1949 году.
      Годом раньше завод приступил к выпуску принципиально новых турбореактивных двигателей с центробежным компрессором - РД-45Ф, а затем и его модификации - ВК-1 и ВК-1Ф. Они устанавливались на истребители МиГ-15 и Миг-17, Су-15, Як-50, Ла-176 и Ла-200, бомбардировщики Ту-14, Ту-82 и Ил-28.
      С 1954 года завод серийно изготавливает турбореактивные двигатели РД-9Б конструкции А.А. Микулина с осевым компрессором - для истребителей семейства МиГ-19. В историю отечественной авиации этот самолет вошел как первая серийная машина со сверхзвуковой скоростью полета. Одна из модификаций двигателя - РД-9Ф ставилась на истребитель-перехватчик Як-27. Двигатель РД-9Б и его модификации изготавливались на заводе вплоть до 1974 года.
      Для самолетов-мишеней, беспилотных самолетов-разведчиков, крылатых ракет и ракет-мишеней с конца 1950 года на протяжении более чем 30 лет предприятие изготавливало короткоресурсные реактивные двигатели разработки С.А. Гаврилова - РД-9БК, РД-9БКР и семейства Р11-К - модификации двигателей типа РД-9Б и Р11-300, в эксплуатации выработавших полный срок службы.
      В 1961 году для ВМФ начат выпуск турбореактивных двигателей КР-7-300 конструкции С.К. Туманского для крылатых ракет.
      В начале 80-х годов освоен выпуск семейства турбореактивных двигателей разработки С.А. Гаврилова КР-17 для беспилотного самолета-разведчика "Стриж" и КР21-300 для крылатых ракет.
      С 1958 по 1990 годы выпускались жидкостные ракетные двигатели более 25 моделей и модификаций: С2.720, С2.720М, .722В, С5.44, С5.83 и другие, которые устанавливались на зенитных управляемых ракетах класса "земля-воздух", морских ракетах класса "вода-вода", стартующих с корабля, ракетах "воздух-земля", сбрасываемых с бомбардировщиков и штурмовиков.
      С 1962 года и на протяжении 25 лет Уфимский моторостроительный завод производил двигатели для семейства одного из самых массовых истребителей мира - МиГ-21: Р11Ф-300, Р13-300, Р-25300 и их модификации разработок С.К. Туманского, Н.Г. Мецхваришвили, К.Р. Хачатурова, С.А. Гаврилова обеспечивали высокие летно-технические характеристики самолетов Су-15 и МиГ-21.
      В 1974 году заводом освоен выпуск турбореактивного двигателя с форсажной камерой Р29Б-300 конструкции К.Р. Хачатурова для истребителя-бомбардировщика МиГ-27, а годом позже - Р29-БС-300 для истребителя-перехватчика Су-22. Производство этих двигателей осуществлялось до конца восьмидесятых годов.
      С 1980 года объединение производит бесфорсажный турбореактивный двигатель Р-95Ш разработки С.А. Гаврилова для войскового самолета-штурмовика Су-25. Усовершенствованный вариант - Р-195 - обладает низким уровнем инфракрасного излучения. Этот двигатель выпускается объединением с 1988 года и стоит на Су-25 и восьми его модификациях. Штурмовики семейства Су-25 с двигателями Р-95Ш и Р-195 показали боевую живучесть и устойчивость в случаях серьезных повреждений, а двигатели признаны самыми надежными в своем классе, их наработка на отказ в 5-10 раз превышает аналогичный показатель подобных изделий.
      Также объединение принимало участие в изготовлении деталей и узлов двигателей НК-25 и НК-32 разработки Н.Д. Кузнецова для дальнего бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М и стратегического ракетоносца Ту-160.
      С 1981 года УМПО выпускает двигатели четвертого поколения АЛ-31Ф разработки ОАО НПО "Сатурн" для одного из лучших истребителей мира - многоцелевого Су-27. Последняя модификация этого двигателя - АЛ-31ФП оснащена системой управления вектором тяги. Это качественно другой двигатель переходного поколения, предназначенный для сверхманевренных истребителей Су-30 и Су-35. УМПО является одним из ведущих производителем подобного двигателя в серийном исполнении.
      В 2000 году освоено серийное производство турбореактивного двухконтурного двигателя Д-436ТП конструкции Ф.М. Муравченко для многопрофильного, многоцелевого реактивного самолета-амфибии Бе-200, а двигатель Д-436Т1 предназначен для самолета Ту-334.
      Постановлением Правительства Российской Федерации ОАО "УМПО" включено в состав предприятий, задействованных в производстве авиадвигателя пятого поколения.
      В настоящее время в объединении осваивается серийное производство двигателя АЛ-55 для учебно-тренировочного самолета.
      С 1954 года УМПО известно как изготовитель трансмиссий и агрегатов управления к вертолетам, в том числе к Ка-15, Ка-18, Ка-26, Ка-27, Ка-32, Ми-6, Ми-10, Ми-26.
      Впервые УМПО вышло со своей продукцией на внешний рынок в 1952 году. С тех пор 49 стран эксплуатируют уфимские двигатели. Помимо поставок экспортной продукции, УМПО имеет опыт организации лицензионного производства за рубежом.
      Объединение никогда не ограничивалось выпуском только авиационной техники. Многое сделано в части производства продукции гражданского назначения и товаров бытового применения.
      Более полувека УМПО выпускает малолитражные карбюраторные двигатели. За это время изготовлено более 3-х миллионов ЗИД-4,5, УМЗ-5А/5Б/5В, УМЗ-341/341Э.
      С 1956-1970 гг. УМПО выпускало токарно-винторезные станки ТВ-320, с 1992 года налажен выпуск новой модели - 1У61, производившейся до 2005 года. Всего выпущено более 40 тысяч станков.
      В начале 90-х годов прошлого столетия в УМПО освоено серийное производство снегохода "Рысь" и его модификаций, всего их сделано более 16 тысяч.
      25 лет в объединении производятся средства малой механизации - мотоблоки "Универсал" (1981 г.), "МБ-1" (1984-1991 гг.), "Урал" (1991-1999 гг.), "Урал"-3 (1998-1999 гг.), "Агрос" (1999-2004 гг.), "Агро" (с 2004 года по настоящее время). За это время в УМПО собрано 160 тысяч мотоблоков.
      В 1965 году завод приступил к организации производства моторов к автомобилю "Москвич-412", в 1967-м началась их серийная сборка, а затем массовый выпуск. С 1994 года проходила модернизация и выпуск новых моделей - объемом 1,6; 1,7; 1,8; 2,0 л. За 40 лет было выпущено более 8 млн. автомобильных моторов.
      Новое направление производственной деятельности - изготовление газотурбинных двигателей стационарного наземного применения. На базе АЛ-31Ф освоено производство газотурбинного привода АЛ-31СТ, применяющегося в составе газоперекачивающих агрегатов, и АЛ-31СТЭ для привода электрогенератора в блочной модульной электростанции. Выпускается привод Д-336-2Т для ГПА-Ц-6,3. Планом производства предусмотрен целый ряд новейших разработок по газоэнергетической тематике. В перспективе производство наземной техники в стоимостном выражении сравняется с авиационной.

Источник - umpo.ru

Наверх  Назад